Красноярская лаборатория судебной экспертизы Федеральное бюджетное учреждение
Красноярская лаборатория судебной экспертизы
Министерства юстиции Российской Федерации
На главную страницу

Криминалистическая экспертиза звукозаписей

Исследование звуковой среды, условий, средств, материалов и следов звукозаписей.

Задачи и объекты исследования.

Задачи:

  • Обнаружение на фонограмме признаков монтажа или иных неситуационных изменений, внесённых в процессе записи или после неё;
  • Обнаружение на фонограмме признаков копирования;
  • Идентификация средства звукозаписи, на котором произведена запись исследуемой фонограммы;
  • Исследование акустических событий неречевого характера, которые зафиксированы на исследуемой фонограмме;
  • Шумоочистка исследуемой фонограммы и текстовое установление содержания разговора, записанного на фонограмме.

Объекты:

  • Аналоговые и цифровые носители звукозаписи: магнитная лента, аудио- и видеокассеты различных форматов, жесткий диск ПЭВМ, компакт-диск, магнитная дискета, карта флэш-памяти, цифровой диктофон, цифровой фотоаппарат, мобильный телефон и т.п.;
  • Аналоговые и цифровые средства звукозаписи: магнитофоны, цифровые и аналоговые диктофоны, цифровые и аналоговые видеомагнитофоны и видеокамеры, цифровой фотоаппарат, мобильный телефон и т.п.

Вопросы, решаемые при производстве экспертизы звукозаписей:

  • Имеются ли в предоставленной фонограмме признаки монтажа, нарушений непрерывности записи, иных неситуационных изменений, внесённых в процессе записи или после неё?
  • Оригиналом или копией является предоставленная фонограмма?
  • На данном ли магнитофоне (диктофоне, видеомагнитофоне) записана представленная фонограмма? (Только для аналоговых средств звукозаписи);
  • На одном или разных магнитофонах (диктофонах, видеомагнитофонах) записаны фонограммы, представленные на исследование? (Только для аналоговых средств звукозаписи);
  • Какой тип, класс магнитофона (диктофона, видеомагнитофона), на котором произведена запись предоставленной фонограммы?
  • Каковы источники и характер звуков, сопутствующих предмету основной записи – фонограммы разговора?
  • Каково дословное содержание фонограммы разговора, записанной на предоставленном носителе? (Шумоочистка и расшифровка аудиозаписи).


«Идентификационное исследование голоса и звучащей речи»

Раскрытие и расследование любых преступлений требует установления лиц и предметов, связанных с расследуемым преступлением. Одним из наиболее распространенных и эффективных способов решения этой задачи является идентификация объекта по имеющимся следам, в том числе и идентификация личности по звукозаписям (фонограммам) его устной речи.

Исследование цифровых и магнитных звукозаписей (фонограмм) как вещественных доказательств при расследовании уголовных дел называется криминалистической экспертизой звукозаписи, в ходе которой могут решаться различные вопросы, имеющие отношение к конкретной звукозаписи (сколько человек участвует в разговоре, зафиксированном на магнитной ленте; каково содержание разговора; каковы обликовые характеристики говорящих и многие другие вопросы).

Основная задача экспертизы звукозаписи заключается в идентификации говорящего по фонограмме его устной речи.

В ФБУ Красноярской лаборатории судебной экспертизы Минюста России организовано производство экспертиз по направлению «Идентификационное исследование голоса и звучащей речи».

Экспертизы проводятся по оригинальной методике, созданной группой специалистов под управлением кандидата технических наук Каганова А.Ш., рекомендованной доля использования в экспертных учреждениях Министерства юстиции России.

Данная методика более современна, чем методика «Диалект», используемая в экспертных подразделениях МВД, СК, ФСКН, ФСБ. Проведение экспертиз возможно на фонограммах длительностью от 30 сек.

ОБЪЕКТЫ ИДЕНТИФИКАЦИОННОЙ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ЗВУКОЗАПИСИ.

Исследуемая фонограмма - это фонограмма, по которой назначается экспертиза. Она отражает существенные для дела фактические обстоятельства, которые необходимо проверить экспертным исследованием. Применительно к идентификации человека по его устной речи, это звукозапись речи человека, личность которого необходимо установить.

Свободные образцы устной речи - это речь человека, зафиксированная на фонограмме, полученной вне связи с назначением экспертизы. К ним относятся и фонограммы допросов, если допрашиваемый во время записи не знал об использовании их при производстве экспертизы.

Экспериментальные образцы устной речи - это речь, фиксируемая специально для криминалистического исследования.

ВОПРОСЫ, РЕШАЕМЫЕ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ИДЕНТИФИКАЦИОННЫХ ЭКСПЕРТИЗ ЗВУКОЗАПИСИ.

При идентификационных исследованиях фонограмм устной речи могут быть поставлены следующие вопросы:

  • «Сколько лиц принимало участие в разговоре, записанном на фонограмме?»
  • «Установить дословное содержание разговора, записанного на представленной фонограмме»
  • «Одним или разными лицами произнесена речь, зафиксированная на представленных фонограммах?»
  • «Принадлежит ли устная речь, зафиксированная на представленной фонограмме, гражданину "Х"? (идентификация личности по фонограммам устной речи)»

Как правило, лицо, назначившее экспертизу, интересует вопрос: «Какие реплики на предоставленной фонограмме принадлежат гражданам Х,У..., образцы устной речи которых представлены?»

В данном случает эксперт обязан:

  • установить дословное содержание разговора;
  • провести дифференциацию и атрибуцию реплик;
  • провести идентификационные исследования.

В случае, если лицо, назначившее экспертизу, интересует вопрос "Имеется ли на предоставленной фонограмме голос лица П, образцы устной речи которого представлены?"

При решении этого вопроса эксперт вправе не устанавливать дословное содержание текста, выбрать необходимые для проведения идентификационных исследований фрагменты речи неизвестного и указать их.

СОВЕТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ ИДЕНТИФИКАЦИОННЫХ ЭКСПЕРТИЗ ЗВУКОЗАПИСИ

Для обеспечения качественного и оперативного выполнения экспертиз, эксперты обращают внимание сотрудников оперативно-розыскных подразделений, следственного комитета и других следственных органов, а так же при проведении следственного действия – получение образцов голоса и речи – следует соблюдать следующее: на следующие требования:

  • Помещение для изъятия образцов должно быть оклеено обоями или иным материалом, поглощающим звук, на окнах должны быть занавески, в помещении должна быть какая-нибудь мебель. Например, кабинет следователя (не камера в СИЗО);
  • На микрофоне записывающего устройства должен быть заглушающий колпачок. Записывающее устройство с микрофоном находится на расстоянии не менее 40 см от диктора, чуть сбоку;
  • Речь диктора должна быть спонтанной, то есть неподготовленной, ясной и разборчивой;
  • Продолжительность записи должна составлять не менее 15-20 минут;
  • Диктор не должен прижимать руку к щеке или скуле, во рту не должно быть посторонних предметов.

При проведении оперативно-розыскных мероприятий с применением звукозаписывающих устройств («проверочная закупка», «дача взятки», «допрос» и т.д.) на звукозаписи должна содержаться информация об обстоятельствах, времени и месте проведения мероприятия.

Кроме того, в постановлении о назначении идентификационной экспертизы звукозаписи необходимо:

  • Указывать месторасположение фонограммы на звуконосителе и ее словесные границы. В постановлении, например, пишется следующее: «В распоряжение экспертов предоставлена аудиокассета «ЕСР» №123 (флеш-карта с аудиофайлом «36870561, 10.44.51 30 Декабрь.wav») с записью разговора на стороне «А», от слов «Привет, Леша. Как дела?» до слов «Вот деньги – мы в расчете…». Информация о месторасположении фонограммы на усмотрение инициатора может содержаться в любом блоке постановления: в изложении фабулы уголовного дела, в вопросах, в перечне предоставленных материалов, либо на упаковке звуконосителя. В случаях, если назначается на исследование несколько носителей звукозаписи, либо подлежат идентификации несколько лиц, то по каждому лицу (или по каждому носителю) выносится отдельное постановление;
  • Ставить на разрешение только те вопросы, которые актуальны для расследования преступления. Вопросы, не относящиеся к существу дела, создают дополнительный объем работы экспертам, увеличивая время производства экспертизы.
  • Установление дословного содержания с описанием акустической обстановки и эмоций говорящих возможно только, если данные обстоятельства указаны в вопросах постановления. Рекомендуем задавать вопросы с такой формулировкой только в тех случаях, когда описание акустической обстановки и эмоций говорящих действительно являются информативно значимым обстоятельством для расследования уголовного дела;
  • Вопрос: «Каково дословное содержание разговора на представленной фонограмме?» ставить в тех случаях, когда запись неразборчива . Сотрудники лаборатории убедительно просят предоставлять стенограммы разговоров, которые составляются чаще всего при осмотре материалов до назначения идентификационной экспертизы;
  • В вопросе о пригодности голоса и речи для идентификации указывать те лица в разговоре, которые в перспективе подлежат отождествлению. Примерная формулировка вопроса: «Пригодны ли для идентификации голос и речь диктора, который в разговоре от 23.12.14 г. произносит фразу: “…я как раз за этим и пришла к тебе”?»

Объекты исследования могут быть предоставлены в лабораторию, записанные на аналоговых и цифровых носителях звукозаписи: магнитная лента, аудио- и видеокассеты различных форматов, жесткий диск ПЭВМ, компакт-диск, магнитная дискета, карта флэш-памяти, цифровой диктофон, цифровой фотоаппарат, мобильный телефон и т.п.


Информационно-методическое письмо
о возможности судебно-психологической экспертизы

специальность 20.1 «Исследование психологии и психофизиологии человека»

Судебно-психологическая экспертиза (СПЭ) является процессуальной формой использования специальных психологических знаний.

Объект исследования эксперта-психолога – психическая деятельность подэкспертного лица в юридически значимых ситуациях.

Предмет – закономерности и особенности структуры и протекания психических процессов (психической деятельности), имеющие юридическое значение и влекущие определенные правовые последствия.

Задачи СПЭ конкретизируются вопросами, поставленными перед экспертом, и характеризуют конечную цель исследования и условия ее достижения.

Источниками информации о психике являются материалы уголовного или гражданского дела, иные документы, описывающие как жизненный путь человека (в том числе его психическое развитие), так и его действия и поведение в юридически значимой ситуации (криминальной либо иной, интересующей следствие, суд), а также материалы, отражающие ход психологического исследования в отношении подэкспертного (протоколы беседы, результатов экспериментально-психологического исследования и т.д.).

Типовые задачи (вопросы к эксперту):

Вид экспертизы • Вопросы

СПЭ индивидуально-психологических особенностей обвиняемого:

  • Каковы индивидуально-психологические особенности обвиняемого (подсудимого, подозреваемого)?
  • Могли ли индивидуально-психологические особенности обвиняемого оказать существенное влияние на его поведение во время совершения инкриминируемого ему деяния?
  • Имеются ли у обвиняемого такие индивидуально-психологические особенности как… (перечисляются интересующие судебно-следственные органы особенности личности обвиняемого, например, повышенная враждебность, агрессивность, возбудимость, внушаемость, подчиняемость)?

СПЭ способности потерпевшего по половым преступлениям понимать характер и значение совершаемых с ним действий и оказывать сопротивление:

  • Способна ли потерпевшая (ый) с учетом уровня ее психического развития, индивидуально-психологических особенностей и психического состояния понимать характер и значение совершаемых с нею (ним) действий или оказывать сопротивление?
  • Могла ли потерпевшая(ый) по своему психическому состоянию правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значения для дела, и давать о них показания?

СПЭ психического состояния лица, окончившего жизнь самоубийством:

  • В каком психическом состоянии находился подэкспертный в период, предшествовавший самоубийству?
  • Существует ли причинно-следственная связь между действиями обвиняемого (указать: изнасилование или такие действия, которые квалифицируются следствием как угрозы, жестокое обращение или систематическое унижение человеческого достоинства) и возникновением и развитием психического состояния потерпевшего в период, предшествовавший самоубийству?

СПЭ способности несовершеннолетнего обвиняемого с отставанием в психическом развитии, не связанным с психическим расстройством, в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими:

  • Имеется ли у несовершеннолетнего обвиняемого отставание в психическом развитии, не связанное с психическим расстройством?
  • Мог ли несовершеннолетний обвиняемый во время совершения инкриминируемого ему деяния осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий, учитывая его уровень психического развития и индивидуально-психологические особенности?
  • Мог ли несовершеннолетний обвиняемый при совершении инкриминируемого ему деяния в полной мере руководить своими действиями, учитывая его уровень психического развития, его индивидуально-психологические особенности и конкретные обстоятельства дела?

СПЭ аффекта и иных эмоциональных состояний у обвиняемого:

  • Находился ли обвиняемый в момент совершения инкриминируемого ему деяния в состоянии аффекта?
  • Находился ли обвиняемый в момент совершения инкриминируемого ему деяния в каком-либо эмоциональном состоянии, которое могло существенно повлиять на его сознание и психическую деятельность?
  • Мог ли обвиняемый, с учетом его эмоционального состояния, в период совершения инкриминируемого ему деяния адекватно соотносить свои действия с объективными требованиями ситуации?

СПЭ способности свидетеля или потерпевшего правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них показания:

  • Способен ли подэкспертный с учетом его психического состояния, индивидуально-психологических особенностей и уровня психического развития правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них показания?

СПЭ потерпевшего по делам о мошенничестве:

  • Мог ли потерпевший в период совершения в отношении него преступления понимать характер и значение действий виновного либо оказывать ему сопротивление?

СПЭ психического состояния матери, обвиняемой в убийстве новорожденного ребенка:

  • Могла ли обвиняемая во время совершения инкриминируемого ей деяния осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими?
  • Находилась ли обвиняемая во время совершения инкриминируемого ей деяния в состоянии эмоциональной напряженности, вызванной психотравмирующей ситуацией?

СПЭ по делам о спорах между родителями о воспитании и месте жительства ребенка:

  • Каковы индивидуально-психологические особенности несовершеннолетнего (ей)?
  • Каково действительное отношение ребенка к матери/ отцу/другому фактическому воспитателю?
  • Является ли мнение ребенка о месте проживания, порядке общения с родителем самостоятельным, с учетом его возраста, состояния, уровня психического развития, влияния на него конфликтной ситуации?
  • Каковы индивидуально-психологические особенности каждого из родителей / другого фактического воспитателя, не оказывают ли они негативного влияния на психическое состояние и развитие ребенка?
  • Каков стиль воспитания каждого из родителей / другого фактического воспитателя, не оказывает ли он негативного влияния на психическое состояние и развитие ребенка?

СПЭ способности гражданина понимать значение своих действий или руководить ими при совершении сделки:

  • Мог ли подэкспертный в период, относящийся к совершению сделки, в полной мере свободно и осознанно принимать решение и руководить своими действиями по его реализации?
  • Был ли способен подэкспертный понимать значение своих действий или руководить ими в момент совершения сделки?
  • Имелись ли у подэкспертного в момент совершения сделки такие индивидуально-психологические особенности, вследствие которых он не мог понимать значение своих действий или руководить ими?

СПЭ по делам о компенсации морального вреда:

  • Имеются ли у подэкспертного негативные изменения психической деятельности? Если да, то в чем они выражаются?
  • Имеется ли причинно-следственная связь между негативными изменения психической деятельности подэкспертного и действиями (бездействием) причинителя вреда?
  • Имеются ли у подэкспертного индивидуально-психологические особенности, которые оказали существенное влияние на изменение его психической деятельности в исследуемой ситуации?

Обращаем Ваше внимание на то, что в судебно-экспертных учреждениях Минюста России возможно проведение психологической экспертизы исключительно в отношении психически здоровых лиц.

При назначении судебной психологической экспертизы необходима консультация с экспертом для:

  • уточнения перечня предоставляемых на исследование материалов дела;
  • формулирования и уточнения вопросов;
  • согласования сроков и места проведения экспериментально-психологического обследования подэкспертного.


Судебная лингвистическая экспертиза

специальность: 26.1 «Исследование продуктов речевой деятельности»

Судебная лингвистическая экспертиза (СЛЭ)

– это самостоятельный род судебных экспертиз, связанный с исследованием продуктов речевой деятельности.

Предмет СЛЭ

– фактические данные, имеющие значение для уголовного, гражданского, арбитражного или административного дела, устанавливаемые на основе исследования продуктов речевой деятельности.

Объект СЛЭ

– продукты речевой деятельности (от отдельного слова до целого текста или группы текстов), зафиксированные в письменной форме (в том числе устные тексты, записанные с помощью букв).

В рамках специальности 26.1 «Исследование продуктов речевой деятельности» осуществляется три вида исследований: семантические исследования; экспертиза наименований; экспертиза материалов (текстов, высказываний, сообщений) по делам, связанным с противодействием экстремизму.

При проведении исследований по специальности 26.1 перед экспертом обычно ставятся следующие вопросы:

I. СЕМАНТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ:
  • Какая информация о … [фамилия и инициалы человека, либо название предприятия, либо наименование социальной, этнической или иной группы] содержится в … [абзац или предложение]?
  • Каково значение следующего предложения (фрагмента текста): … [предложение или фрагмент текста]?
  • Являются ли слова … [слова] обозначением одного и того же лица (предмета) или разных лиц (предметов)?
  • Является ли информация, содержащаяся в предложении … [предложение (фрагмент текста)], нейтральной, положительной (позитивной) или отрицательной (негативной)?
  • Какова форма выражения этой информации: утверждение, мнение, предположение, оценочное суждение?
  • Содержатся ли в тексте сведения, унижающие честь и достоинство, порочащие деловую репутацию … [фамилия и инициалы], порочащие деловую репутацию предприятия … [название]?
  • Выражена ли информация, касающаяся … [фамилия и инициалы], в оскорбительной (неприличной) форме? (и другие вопросы)

II. ЭКСПЕРТИЗА НАИМЕНОВАНИЙ:
  • Соответствует ли данное наименование нормам русского литературного языка?
  • Является ли данное наименование индивидуальным и уникальным?
  • Какие коннотации (дополнительные оттенки значения) <положительные либо отрицательные> имеет данное наименование?
  • Не содержит ли данное наименование или его элементы ложной информации, способной ввести в заблуждение потребителя относительно товара (услуги) или его изготовителя?
  • Не содержит ли данное наименование явной или скрытой пропаганды (наркотиков, насилия, расовой ненависти и т. п.)? (и другие вопросы)

III. ЭКСПЕРТИЗА материалов (текстов, высказываний, сообщений) по делам, связанным с ПРОТИВОДЕЙСТВИЕМ ЭКСТРЕМИЗМУ:
  • Содержатся ли в тексте лингвистические признаки побуждения (в том числе в форме призыва) к каким-либо действиям (в том числе насильственным, дискриминационным) против какой-либо группы, выделенной по национальному, религиозному, социальному и другим признакам, или её представителей?
  • Содержатся ли в тексте лингвистические признаки пропаганды исключительности, превосходства, неполноценности человека по признаку пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе?
  • Содержатся ли в тексте лингвистические признаки обоснования национального и (или) расового превосходства?
  • Содержатся ли в тексте лингвистические признаки оправдания идеологии насилия и (или) разрушительных действий, совершаемых в целях оказания воздействия на органы власти?
  • Содержатся ли в тексте лингвистические признаки угрозы применения насилия?
  • Содержатся ли в тексте лингвистические признаки унижения человеческого достоинства по признаку пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе?
  • Содержатся ли в тексте лингвистические признаки возбуждения вражды, ненависти (розни) по отношению к группе лиц, выделяемой по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе? (и другие вопросы)

При проведении экспертизы материалов по делам, связанным с противодействием экстремизму, на вопросы (в ходе комплексной экспертизы) обычно отвечают совместно эксперт-лингвист и эксперт-психолог. В связи с отсутствием на данный момент в ФБУ Красноярской ЛСЭ эксперта, аттестованного по специальности 20.1 «Исследование психологии и психофизиологии человека» (аттестация планируется в конце 2015 года), экспертизы (комплексные психолого-лингвистические) могут быть проведены только по лингвистической части.

В качестве объектов исследования могут быть представлены зафиксированные на любых носителях письменные тексты и записи (аудио-, видео-, фонограммы) устных выступлений (на митинге, в телепередаче, любом ином мероприятии), видео- и кинофильмы, видеосюжеты, книги, журналы, газеты, листовки и др. – всё, что фиксирует результаты вербальной коммуникации. В случае, когда в качестве объектов исследования выступают аудио- и видеозаписи, следует предоставить эксперту расшифровку звучащего текста в письменном виде (на бумажном и электронном носителе), выполненную специалистом в этой области.

660049 г. Красноярск, ул. Сурикова, 20а
тел./факс: (391) 2-730-851
эл. почта: lab-expert@mail.ru