Красноярская лаборатория судебной экспертизы Федеральное бюджетное учреждение
Красноярская лаборатория судебной экспертизы
Министерства юстиции Российской Федерации
На главную страницу

Судебная психологическая экспертиза

в рамках специальностей: 20.1 «Исследование психологии человека», 20.2 «Психологическое исследование информационных материалов»

В судебно-экспертных учреждениях Минюста России возможно проведение психологической экспертизы исключительно в отношении психически здоровых лиц.


20.1 «Исследование психологии человека»

Предмет экспертизы: фактические данные о закономерностях и особенностях протекания и структуры психической деятельности человека, имеющие юридическое значение и влекущие определенные правовые последствия, устанавливаемые с помощью специальных знаний и практических навыков эксперта в области психологии путем исследования объектов, представленных на исследование.

Основной объект экспертизы: психическая деятельность подэкспертного лица в юридически значимых ситуациях.

Объекты исследования:
  • лицо, имеющее определенный правовой статус;
  • психическая деятельность субъекта правовых отношений (обвиняемого, подсудимого, потерпевшего, свидетеля, истца, ответчика);
  • источники информации о фактах и событиях, являющиеся отражением психической деятельности человека (документы, протоколы допросов следственных действий; заключения судебных экспертиз; справки; медицинские карты; характеристики; трудовые книжки; послужные списки и т.п.), продукты психической деятельности (авторские произведения; устная и письменная речь; дневники; письма; рисунки и т.п.).

В рамках специальности 20.1. «Исследование психологии человека» проводятся судебные психологические экспертизы:
  • индивидуально-психологических особенностей;
  • в отношении потерпевших по делам о сексуальных преступлениях;
  • по факту гибели (самоубийства);
  • в отношении несовершеннолетних обвиняемых;
  • аффекта и иных эмоциональных состояний;
  • в отношении свидетелей и потерпевших;
  • по делам, связанным со спорами о праве на воспитание детей;
  • по делам о признании недействительными сделок;
  • по делам о возмещении морального вреда.


20.2 «Психологическое исследование информационных материалов»

Предмет экспертизы: установление фактических данных об особенностях информационного материала, в том числе его психологической направленности, имеющих юридическое значение и влекущих определенные правовые последствия.

Основной объект экспертизы: информационный материал, а также особенности коммуникативной ситуации, в которую он включен.

Объекты исследования:
  • информационные материалы и источники информации (текст, опубликованный в газете или журнале; текст книги; тексты, опубликованные в сети Интернет; аудио- или видеофайлы и т.д.) о коммуникативных действиях участников коммуникативной ситуации, которые содержат сведения об устанавливаемых обстоятельствах.

В рамках специальности 20.2. «Психологическое исследование информационных материалов» проводятся судебные психологические экспертизы:
  • информационных материалов по делам, связанным с проявлением экстремизма и терроризма;
  • содержания процессуальных и непроцессуальных аудио- и видеоматериалов;
  • информационных материалов по делам о побуждении и склонении к самоубийству;
  • информационных материалов по делам, связанным с нарушением половой неприкосновенности несовершеннолетних;
  • межличностной коммуникации, рекламных и пропагандистских и иных информационных материалов.


Часто задаваемые и рекомендованные вопросы при назначении судебной психологической экспертизы (по специальностям 20.1 и 20.2)

  • Каковы индивидуально-психологические особенности (указать ФИО и правовой статус лица)?
  • Учитывая уровень психического развития, возрастные и индивидуально-психологических особенности, мог ли потерпевшая понимать характер и значение совершаемых в отношении него действий и оказывать сопротивление в криминальной ситуации?
  • Учитывая психическое состояние потерпевшего, мог ли он правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них показания?
  • В каком психическом состоянии находился (указать ФИО) в период, предшествовавший самоубийству?
  • Учитывая уровень психического развития, индивидуально-психологические особенности несовершеннолетнего обвиняемого и конкретные обстоятельства дела, мог ли он (несовершеннолетний) при совершении инкриминируемого ему деяния осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий?
  • Находился ли (указать ФИО и правовой статус) в момент совершения инкриминируемого ему деяния в состоянии аффекта?
  • Учитывая особенности психической деятельности свидетеля / потерпевшего, его состояние в период восприятия интересующего следствие события и конкретные условия восприятия, мог ли он (свидетель / потерпевший) правильно воспринимать обстоятельства дела?
  • Принимая во внимание уровень развития и психическое состояние ребёнка (указать ФИО), могут ли особенности взаимоотношений родителей, системы их ценностей, стилей воспитания, привязанностей оказать негативное влияние на психическое состояние и психическое развитие ребёнка (в условиях совместного проживания, определенных условиях участия родителя в воспитании)?
  • Какое влияние оказала угроза либо стечение тяжелых обстоятельств на процесс принятия лицом решения о совершении сделки и его реализации? Была ли ограничена способность (указать ФИО) свободно изъявлять свои подлинные желания и намерения?
  • Содержатся ли в тексте лингвистические и психологические признаки пропаганды исключительности, превосходства, неполноценности человека по признаку пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой-либо группе?
  • Какова социально-психологическая направленность информации, направленной на экспертизу?


Более подробно . . .
660049 г. Красноярск, ул. Сурикова, 20а
тел./факс: (391) 2-730-851
эл. почта: lab-expert@mail.ru