Судебная психологическая экспертиза
в рамках специальностей: 20.1 «Исследование психологии человека», 20.2 «Психологическое исследование информационных материалов»
В судебно-экспертных учреждениях Минюста России возможно проведение психологической экспертизы исключительно в отношении психически здоровых лиц.
20.1 «Исследование психологии человека»
Предмет экспертизы: фактические данные о закономерностях и особенностях протекания и структуры психической деятельности человека, имеющие юридическое значение и влекущие определенные правовые последствия, устанавливаемые с помощью специальных знаний и практических навыков эксперта в области психологии путем исследования объектов, представленных на исследование.
Основной объект экспертизы: психическая деятельность подэкспертного лица в юридически значимых ситуациях.
Объекты исследования:- лицо, имеющее определенный правовой статус;
- психическая деятельность субъекта правовых отношений (обвиняемого, подсудимого, потерпевшего, свидетеля, истца, ответчика);
- источники информации о фактах и событиях, являющиеся отражением психической деятельности человека (документы, протоколы допросов следственных действий; заключения судебных экспертиз; справки; медицинские карты; характеристики; трудовые книжки; послужные списки и т.п.), продукты психической деятельности (авторские произведения; устная и письменная речь; дневники; письма; рисунки и т.п.).
- индивидуально-психологических особенностей;
- в отношении потерпевших по делам о сексуальных преступлениях;
- по факту гибели (самоубийства);
- в отношении несовершеннолетних обвиняемых;
- аффекта и иных эмоциональных состояний;
- в отношении свидетелей и потерпевших;
- по делам, связанным со спорами о праве на воспитание детей;
- по делам о признании недействительными сделок;
- по делам о возмещении морального вреда.
20.2 «Психологическое исследование информационных материалов»
Предмет экспертизы: установление фактических данных об особенностях информационного материала, в том числе его психологической направленности, имеющих юридическое значение и влекущих определенные правовые последствия.
Основной объект экспертизы: информационный материал, а также особенности коммуникативной ситуации, в которую он включен.
Объекты исследования:- информационные материалы и источники информации (текст, опубликованный в газете или журнале; текст книги; тексты, опубликованные в сети Интернет; аудио- или видеофайлы и т.д.) о коммуникативных действиях участников коммуникативной ситуации, которые содержат сведения об устанавливаемых обстоятельствах.
В рамках специальности 20.2. «Психологическое исследование информационных материалов» проводятся судебные психологические экспертизы:
- информационных материалов по делам, связанным с проявлением экстремизма и терроризма;
- содержания процессуальных и непроцессуальных аудио- и видеоматериалов;
- информационных материалов по делам о побуждении и склонении к самоубийству;
- информационных материалов по делам, связанным с нарушением половой неприкосновенности несовершеннолетних;
- межличностной коммуникации, рекламных и пропагандистских и иных информационных материалов.
Часто задаваемые и рекомендованные вопросы при назначении судебной психологической экспертизы (по специальностям 20.1 и 20.2)
- Каковы индивидуально-психологические особенности (указать ФИО и правовой статус лица)?
- Учитывая уровень психического развития, возрастные и индивидуально-психологических особенности, мог ли потерпевшая понимать характер и значение совершаемых в отношении него действий и оказывать сопротивление в криминальной ситуации?
- Учитывая психическое состояние потерпевшего, мог ли он правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них показания?
- В каком психическом состоянии находился (указать ФИО) в период, предшествовавший самоубийству?
- Учитывая уровень психического развития, индивидуально-психологические особенности несовершеннолетнего обвиняемого и конкретные обстоятельства дела, мог ли он (несовершеннолетний) при совершении инкриминируемого ему деяния осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий?
- Находился ли (указать ФИО и правовой статус) в момент совершения инкриминируемого ему деяния в состоянии аффекта?
- Учитывая особенности психической деятельности свидетеля / потерпевшего, его состояние в период восприятия интересующего следствие события и конкретные условия восприятия, мог ли он (свидетель / потерпевший) правильно воспринимать обстоятельства дела?
- Принимая во внимание уровень развития и психическое состояние ребёнка (указать ФИО), могут ли особенности взаимоотношений родителей, системы их ценностей, стилей воспитания, привязанностей оказать негативное влияние на психическое состояние и психическое развитие ребёнка (в условиях совместного проживания, определенных условиях участия родителя в воспитании)?
- Какое влияние оказала угроза либо стечение тяжелых обстоятельств на процесс принятия лицом решения о совершении сделки и его реализации? Была ли ограничена способность (указать ФИО) свободно изъявлять свои подлинные желания и намерения?
- Содержатся ли в тексте лингвистические и психологические признаки пропаганды исключительности, превосходства, неполноценности человека по признаку пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой-либо группе?
- Какова социально-психологическая направленность информации, направленной на экспертизу?